Виноградная лоза


Фольклор


      Значительную работу по собиранию и изучению фольклора Воронежской области проводят Воронежское отделение ССП, Областной краеведческий и литературный музеи и высшие учебные заведения.
      В 1921 - 1923 гг. педфаком Воронежского государственного университета проводились экспедиции в Аннинский, Землянский и другие районы Воронеж-ской области. Члены экспедиции записывали песни и сказки. Особенно большое внимание было обращено на частушки и пословицы о революции и гражданской войне. Вот одна из записанных в эти годы частушек:

Убиваются бандюги,
Знать для них пришла беда,
Потому что ярко светит
Армии звезда.

      Не менее интересны и пословицы:
Белый бандит всегда будет бит.
Сунулся белюга к нам, получил по зубам,
От белых воронят только перышки летят.
От бандита Петлюры - не осталось и шкуры.

      В 1924-1925 годах при этнографическом, отделе Воронежского краевед-ческого музея создается этнографическая комиссия, в работе которой принимают деятельное участие студенты педфака Воронежского государ-ственного университета. Сотрудники музея совместно со студентами ВГУ выезжают в экспедиции по собиранию народной песни. Участники экспедиции побывали в Нижнедевицком, Землянском и Чигольском районах и собрали 235 песен и около тысячи частушек. Кроме этого, собиратели фольклора провели большую работу по изучению такого интересного жанра, как «народная драма». Этому жанру устного творчества фольклористы дореволюционного времени совсем не уделяли внимания, тогда как и в самом городе Воронеже и районах области «кукольная комедия» кздавна была излюбленным зрелищем. Петрушку представляли в балаганах, на особо устроенных сценах, но был «ходячий» Петрушка, который обставлялся много проще. И в кукольных представлений была записана от единственной тогда в Воронеже труппы кукольщиков комедия «Ванька».
      Участниками экспедиций была проведена работа по исследованию бытовой традиции и области. Чрезвычайный интерес в этом отношении представлял вопрос о современном состоянии былин. С этой целью предпредпринимались поездки в Землянский район, где еще в 50-х годах прошлого столетия были записаны такие былины, как «О бытии Ильи Муромца с сыном» и «О богатыре Мишуте Даниловиче» и ряд исторических песен.
      Крестьяне, - по словам собирателей, - хорошо представляли себе что такое былина, некоторые знали по именам былинных богатырей, отдельные отрывки, эпизоды. Ряд былинных божеств передавался в виде побыва-льщины или сказок.
      В советское время былины в Воронежской области не получили даль-нейшего развития, и это вполне закономерно. Вместо старого русского былинного эпоса о древнерусских богатырях вырастает и развивается новый, советский эпос о героях Нашей великой эпохи.
      Воронежская область исключительно богата песнями и сказками, а потому и основное внимание собирателей Воронежского фольклора больше всего обращается на песню и сказку. Этой задаче была подчинена не одна из продолжительных экспедиций, организованных в 1936 году Областным книгоиздательством и отделением Союза советских писателей совместно с Пединститутом. Члены экспедиции проводили собирание фольклорных материалов в Гремяченском, Богучарском, Лосевском, Нижнедевицком, Бобровском, Землянском и других районах области. Из собранного экспе-дицией обширного материала некоторые образцы были помещены в сборнике «Песни и сказки», представлявшем собой первую попытку обобщить произ-ведения народного творчества, бытующего в Воронежской области.
      Известную роль в собирании фольклорных материалов сыграли «Воронежские губернские ведомости». Эта газета стала издаваться с 1838 года. Первое время в ней печатались только правительственные распоря- жения и статьи, посвященные местным происшествиям. С середины сороковых годов издаются прибавления к газете, названные «неофициальной частью».
      Желая придать «Ведомостям» краеведческий характер, редакти-ровавший и-х в 1847;- 1849 гг. писатель Л. С. Афанасьев (Чужбинский) обращается к читателям с просьбой доставлять в газету «изустные предания, сказки, песни».
      Редакция газеты устанавливала связи с лучшими культурными силами Воронежа, приобрела на местах много корреспондентов из числа учащихся уездных училищ, мелких чиновников и учителей. Этой скромной провин-циальной газете принадлежит и первая публикация воронежского фольклора. Только за 1850-1854 годы в неофициальной части «Ведомо- стей» было опубликовано 70 народных песен, 243 загадки, много легенд, пословиц и поговорок.
      Фольклорные материалы также печатались в «Воронежской беседе на 1861 год».
      Благодаря этим записям и публикациям воронежский фольклор сразу же привлек внимание русской науки. Особенно прославилась широко рас-пространенная у нас лирическая песня.
      Многие из записанных в то время песенных текстов вошли в широко известные собрания песен П. В. Киреевского и А, И, Соболевского (свыше 90 номеров).
      К началу 60-х годов относятся первые затеи бытовавших в нашем крае былин. Судя по сообщениям собирателей, эти былины записывались от крестьян в виде небольших отрывков. И по своему размеру и по характеру исполнения они ближе всего к песням. Особенностью их является то, что они иногда «играются», т. e. поются хором. Эти сообщения были подтвер-ждены и более поздними зданиями от лучших, знатоков и исполнителей старинной воронежской песни. Таковы, например, былины про Илью Муромца, записанные М. Н. Пятницким в Бобровском уезде, Воронежской губернии, от крестьянки Ирины Колобаевой.
      Наблюдения над состоянием эпической традиции в крае привели собирателей к выводу о явном забвении населением когда-то широко расп- ространенных в крае старинных былин и исторических песен. Но все же эти жанры в Воронежской области бытовали. В 1861 году в «Воронежских губернских ведомостях» была опубликована былина о Мишуте Данило-виче, а в «Воронежском литературном сборнике на 1861 год» - интере-сный вариант полулярного бьлинного сюжета о бое Ильи Муромца с сыном. Обе былины были записаны от крестьян Землянского уезда местным этнографом Л. И. Селивановым.
      Большой интерес по количеству фольклорных материалов и их значению представляла в то время «Воронежская беседа». В одном из разделов этого сборника было напечатано 12 русских и 5 украинских иесон, собранных в разных уездах Воронежской губернии. Значительная часть из них - жанра исторической песни: о взятии Астрахани боярином Никитой Федоровичем, выезде князя Голицына в Москву, о казни Долгорукого.
      В 50-GO-x гг. внимание собирателей воронежского фольклора проявилось и к народной сказке.
      «Песни и сказки Воронежской области». Сборник составили А. М, Новикова, И. А. Оссовеский, А. В. Мухин, В. А. Тонков. Под ред. акад. Ю. М. Соколова и С, Н. Минц. Воронежское областное издатель-ство, 1940.




  Все права принадлежат
  www.Vinloza.narod.ru   

Сайт Волгодонского клуба, движения "Звенящие кедры России". Прочитайте нши статьи в разделах: "Ступени духа" и "Дед Вед" Сайт Лирия Виноградная лоза Волгодонская дизайн студия LightWeb предлагает свои услуги по созданию сайтов и Web - представительств в сети Internet.

Создатель: Light © 2004  
www.LightWeb.nm.ru  


Hosted by uCoz